Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004357.htm

ТЕЛЕГРАММА ГС ГА

01.07.2003

010915



ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 13

    КАК УКАЗЫВАЛОСЬ В ИНФОРМАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 9 ОТ 14.05.2003 Г. В ПЕРИОД ИНТЕНСИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОЛЕТОВ ЗНАЧИТЕЛЬНО УХУДШАЕТСЯ СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. С РОСТОМ ОБЪЕМОВ РАБОТ ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА СПЕЦИАЛИСТОВ. ИНОГДА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, РУКОВОДИТЕЛИ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ДОПУСКАЮТ УПРОЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕРЕД ДОПУСКОМ ИХ К ПОЛЕТАМ ИЛИ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРЕРЫВА.
    НЕГАТИВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В УКАЗАННЫЙ ПЕРИОД ОТМЕЧАЕТСЯ И В ТЕКУЩЕМ ГОДУ. В РЯДЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ПРОВЕДЕНЫ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯМИ ИНФОРМАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 9.
    24 ИЮНЯ 2003 ГОДА, ДНЕМ, В ПРОСТЫХ МЕТЕОУСЛОВИЯХ, В АЭРОПОРТУ НЯГАНЬ, ПРОИЗОШЛО АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ С САМОЛЕТОМ ТУ-134СХ RA-65929 АВИАКОМПАНИИ "ВОРОНЕЖАВИА", ПОДКОНТРОЛЬНОЙ ОМТУ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ВТ МИНТРАНСА РОССИИ.
    ЭКИПАЖ ВС ВЫПОЛНЯЛ ПОЛЕТ ПО МАРШРУТУ НЯГАНЬ - РАЙОН САЛЕХАРДА С ЦЕЛЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СЪЕМКИ, КРОМЕ 6 ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА, НА БОРТУ ВС НАХОДИЛОСЬ ТАКЖЕ 3 ОПЕРАТОРА ФОТОСЪЕМКИ И 2 ИНЖЕНЕРА.
    МЕТЕОУСЛОВИЯ В МОМЕНТ ВЗЛЕТА: ВЕТЕР 130 ГРАДУСОВ 3 М/С, ВИДИМОСТЬ 10 КМ, ОБЛАЧНОСТЬ 2 БАЛА, ТЕМПЕРАТУРА +20 ГРАДУСОВ С, ВЛАЖНОСТЬ 55 ПРОЦЕНТОВ. ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ДАННЫМ, НА РАЗБЕГЕ КВС ЗАФИКСИРОВАЛ ПРЕКРАЩЕНИЕ РОСТА ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ И ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ВЗЛЕТА. ВОЗДУШНОЕ СУДНО ВЫКАТИЛОСЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП ПО КУРСУ ВЗЛЕТА НА 580 МЕТРОВ. В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ ПО ГРУНТУ ПРОИЗОШЛО РАЗРУШЕНИЕ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ ШАССИ И ОПУСКАНИЕ САМОЛЕТА НА НОСОВУЮ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА. ВС ПОЛУЧИЛО ПОВРЕЖДЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ ПЛАНЕРА, ПОЖАРА НА БОРТУ НЕ БЫЛО, НИКТО ИЗ НАХОДИВШИХСЯ НА БОРТУ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА И СЛУЖЕБНЫХ ПАССАЖИРОВ НЕ ПОСТРАДАЛ. ПРОВОДИТСЯ РАССЛЕДОВАНИЕ.
    АНАЛИЗ ИНЦИДЕНТОВ, ПРОИСШЕДШИХ В ТЕЧЕНИЕ 1999-2003 Г.Г. ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ОТСУТСТВИЕ НАРАСТАНИЯ СКОРОСТИ ПРИ ВЗЛЕТЕ, КАК ПРАВИЛО, ПРОИСХОДИТ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЛЕДУЮЩИХ ФАКТОРОВ:
    - ЗАСОРЕНИЕ ППД НАСЕКОМЫМИ И ГРЯЗЬЮ ИЗ-ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЙ УСТАНОВКИ ЧЕХЛОВ И ЗАГЛУШЕК, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАГЛУШЕК,
    - НЕКАЧЕСТВЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
    ТАК, В ИЮЛЕ 1999 Г. В АЭРОПОРТУ ТЯНЬЦЗИНЬ БЫЛ ПРЕКРАЩЕН ВЗЛЕТ САМОЛЕТА ИЛ-76ТД RA-76843. В ПРОЦЕССЕ РАЗБЕГА КВС ОПРЕДЕЛИЛ НЕСООТВЕТСТВИЕ ПОКАЗАНИЙ СВОЕГО УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ С ДОКЛАДАМИ ШТУРМАНА. ПРИЧИНОЙ ИНЦИДЕНТА ЯВИЛСЯ ОТКАЗ УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ КВ КУС730/1100 ИЗ-ЗА ЗАКУПОРКИ ППД-1М НАСЕКОМЫМИ.
    В ИЮЛЕ 2001 Г. ПОСЛЕ ВЗЛЕТА ИЗ АЭРОПОРТА ПУЛКОВО САМОЛЕТА ТУ-134А RA-65144 ПРОИЗОШЕЛ ОТКАЗ УКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТИ И ВЫСОТОМЕРОВ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ КВС. В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗА ДЕНЬ ДО ИНЦИДЕНТА, В ПРОЦЕССЕ ДЕМОНТАЖНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ НА СРЕДНЕЙ ПРИБОРНОЙ ДОСКЕ КАБИНЫ ПИЛОТОВ ПРОИЗОШЛО РАССОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДА СТАТИКИ СО ШТУЦЕРОМ ВЫСОТОМЕРА УВИД-15ФК, КОТОРОЕ НЕ БЫЛО ОБНАРУЖЕНО АВИАТЕХНИКОМ.
    В ИНФОРМАЦИИ ГСГА ЗА 2003 ГОД НЕОДНОКРАТНО ОБРАЩАЛОСЬ ВНИМАНИЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫКАТЫВАНИЕМ ВС ПРИ ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ (АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БП В 2002 Г., СПРАВКА О СОСТОЯНИИ БП В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2003 Г., ИНФОРМАЦИЯ ПО БП № 2 ЗА 2003 Г.) В ТЕЧЕНИЕ 2003 ГОДА ПРОИЗОШЛО 12 ВЫКАТЫВАНИЙ ВС (В ТОМ ЧИСЛЕ 3 В ПРОЦЕССЕ ВЗЛЕТА).
    РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЙ АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПРИЧИНАМИ ВЫКАТЫВАНИЙ ВС В ПРОЦЕССЕ ВЗЛЕТА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЯВЛЯЮТСЯ:
    - НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРЕКРАЩЕНИИ ВЗЛЕТА,
    - ФОРМАЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕВЫПОЛНЕНИЕ КАРТ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ,
    - НЕВЫДЕРЖИВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ РАЗБЕГЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕУЧЕТА ФАКТИЧЕСКИХ МЕТЕОУСЛОВИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗЛЕТА.
    СЛУЧАИ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ЭКИПАЖЕМ ТРЕБОВАНИЙ РЛЭ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЗЛЕТУ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВС ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ОТМЕЧАЛИСЬ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕХ АНАЛОГИЧНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ВЫЗВАНЫ, КАК ПРАВИЛО, СПЕШКОЙ И НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМ ВЗАИМОКОНТРОЛЕМ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ РЛЭ ПО КОНТРОЛЮ ГОТОВНОСТИ ВС К ПОЛЕТУ ОБУСЛОВЛЕНЫ НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬЮ ЛЕТНОГО СОСТАВА, ДАННЫМ НАРУШЕНИЯМ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТЕПЕНИ СПОСОБСТВУЕТ ФАКТ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЭКИПАЖЕ ПО СРЕДСТВАМ РЕГИСТРАЦИИ РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ. КРОМЕ ТОГО, КАК ПРАВИЛО, КОМАНДНО-ЛЕТНЫЙ СОСТАВ ПРИ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ПОЛЕТОВ ПО ССПИ УДЕЛЯЕТ МЕНЬШЕ ВНИМАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКИПАЖАМИ ВС ВЗЛЕТОВ, ЧЕМ ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ И ПОСАДКИ.
     В РЕЗУЛЬТАТЕ, У РЯДА ЛИЦ ЛЕТНОГО СОСТАВА СКЛАДЫВАЕТСЯ УВЕРЕННОСТЬ В БЕЗНАКАЗАННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ВЗЛЕТЕ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИЗЛОЖЕННЫХ НИЖЕ АП НЕ НУЖДАЮТСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОММЕНТАРИЯХ:
    - АВАРИЯ САМОЛЕТА АН-26 RA-26515 В ДЕКАБРЕ 1993 Г. В АЭРОПОРТУ ТУРА. ПРИ ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКЕ ВЗЛЕТА (ДВЕ ПЕРВЫЕ ЗАВЕРШИЛИСЬ ВЫКАТЫВАНИЕМ) ИЗ-ЗА НЕВКЛЮЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ ШАССИ В РЕЖИМ "ВЗЛЕТ-ПОСАДКА", ВС ВЫКАТИЛОСЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП И СТОЛКНУЛОСЬ СО СНЕЖНЫМ БРУСТВЕРОМ.
    - АВАРИЯ САМОЛЕТА АН-26 RA-26049 В АПРЕЛЕ 1995 Г. В АЭРОПОРТУ ПАЛАНА: ПРИ ВЗЛЕТЕ С ЗАТОРМОЖЕННЫМИ КОЛЕСАМИ САМОЛЕТ НА 410 МЕТРОВ ВЫКАТИЛСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП.
    - КАТАСТРОФА АН-8 RA-27209 В СЕНТЯБРЕ 1994 Г. В АЭРОПОРТУ ЧАЙБУХА: НА РАЗБЕГЕ САМОЛЕТ, НЕ ПОДНИМАЯ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА, ВЫКАТИЛСЯ ЗА ВПП, ПОПАЛ В КОТЛОВАН КАРЬЕРА И РАЗРУШИЛСЯ. ПРИЧИНОЙ АП ЯВИЛОСЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ВЗЛЕТА С ЗАСТОПОРЕННЫМ РУЛЕМ ВЫСОТЫ. КВС ВЫПОЛНЯЛ ВЗЛЕТ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ, ВЗЛЕТНАЯ МАССА НА 2885 КГ ПРЕВЫШАЛА МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМУЮ.
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА МИНТРАНСА РОССИИ ДОВЕСТИ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДО ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ПРИНЯТЬ МЕРЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ В ПОДКОНТРОЛЬНЫХ АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ И АВИАКОМПАНИЯХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯМИ ИНФОРМАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 9.
    2. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ:
    2.1. ИЗУЧИТЬ НАСТОЯЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ С КОМАНДНО-ЛЕТНЫМ, ЛЕТНЫМ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ.
    2.2. ПРОВЕСТИ ВЕСЬ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯМИ ИНФОРМАЦИИ ПО БП № 9.
    2.3. КОМАНДНО-ЛЕТНОМУ, КОМАНДНО-ИНСТРУКТОРСКОМУ И ИНСПЕКТОРСКОМУ СОСТАВУ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫХ ПОЛЕТОВ, А ТАКЖЕ ПО СРЕДСТВАМ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ, УДЕЛЯТЬ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К СТРОГОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ВСЕМИ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖЕЙ ВС ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ И ПРАВИЛ ЛЕТНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС.
    2.4. РУКОВОДЯЩЕМУ СОСТАВУ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ БАЗ ПОВЫСИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ РАБОТ ПО ПОИСКУ И УСТРАНЕНИЮ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ОСОБЕННО ПРИ НАХОЖДЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ОПЕРАТИВНЫХ ТОЧКАХ. ПРОВЕСТИ ПРОВЕРКУ СОСТОЯНИЯ ЧЕХЛОВ И ЗАГЛУШЕК ПРИЕМНИКОВ АНЕРОИДНО-МЕМБРАННЫХ ПРИБОРОВ. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ИТП НА НЕОБХОДИМОСТЬ СВОЕВРЕМЕННОЙ УСТАНОВКИ ЧЕХЛОВ И ЗАГЛУШЕК НА АМП.
    

    КОНЕЦ ТЕЛЕГРАММЫ
    РУДАКОВ