- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
18.11.2003 г. |
Москва |
№ НА-325-р |
О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-25194
Двадцатого августа 2003 г., днем, в сложных метеоусловиях, в 108 км юго-западнее аэропорта Елизово (Петропавловск-Камчатский) произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-25194 Государственного предприятия воздушного транспорта - Авиапредприятия "Халактырка" (далее ГПВТ "Халактырка"), подконтрольного Камчатскому МТУ воздушного транспорта Минтранса России.
Экипаж вертолета в составе командира воздушного судна (КВС) А.А. Гузанова, второго пилота Б.П. Здора и бортмеханика И.А. Осипова выполнял транспортно-связной полет по маршруту: вертодром "Излучина" - населенный пункт Северо-Курильск. На борту вертолета кроме членов экипажа находилось 17 пассажиров (губернатор Сахалинской области И.П. Фархутдинов и сопровождающие его лица), взлетная масса и центровка вертолета не выходили за ограничения РЛЭ вертолета Ми-8Т.
После взлёта по просьбе представителя "заказчика" экипаж без согласования со службой УВД изменил маршрут и выполнял полёт с уклонением вправо.
При выполнении полета в горной местности, на высоте менее безопасной, в условиях ограниченной видимости, при внезапном обнаружении перед вертолетом препятствия (лесного массива) экипаж, пытаясь избежать столкновения, резкими и несоразмерными действиями ручкой управления создал условия, приведшие к отклонению конуса вращения несущего винта (НВ) назад, удару лопастями НВ по хвостовой балке и её разрушению.
Вертолёт потерял управление и столкнулся с землёй.
В результате авиационного происшествия экипаж и пассажиры погибли.
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
неправомерное принятие решения командиром воздушного судна в нарушение требования п. 10.1.17 НПП ГА-85 на изменение запланированного маршрута полёта;
нарушение экипажем требований п.п. 7.5.4 и 5.3.3 НПП ГА-85, выразившееся в принятии решения на полет по изменённому маршруту в горной местности в метеорологических условиях, не соответствующих требованиям правил визуальных полётов (ГТВП);
нарушение экипажем требований п. 5.3.13 НПП ГА-85 о необходимости прекращения выполнения полетного задания при встрече погодных условий, не соответствующих требованиям для полетов по ПВП;
выполнение полета на высоте ниже безопасной, что является нарушением требований п.п. 5.3.15 и 7.5.3 НПП ГА-85;
резкие и несоразмерные действия ручкой управления при внезапном обнаружении препятствия, что привело к созданию условий, приведших к отклонению конуса вращения несущего винта (НВ) назад, удару лопастями НВ по хвостовой балке и её разрушению.
В ходе расследования катастрофы был выявлен ряд нарушений требований нормативных документов, определяющих организацию; обеспечение и выполнение полётов:
в нарушение требований Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и "бортовых запасов (утверждено приказом Минтранса России от 22.11.95 г. № 102) семь пассажиров с багажом не проходили предполётный досмотр;
оформление необходимых перевозочных документов и регистрация пассажиров отделом перевозок ООО АТК "Кречет" не проводилась;
список пассажиров и бланки заявок на полёт не были переданы в отдел перевозок и находились на борту самолёта, в списке указано 15 пассажиров - фактически было 17;
в нарушение требований РЛЭ вертолёта Ми-8 багаж в грузовой кабине не был закреплён;
экипаж после изменения запланированного маршрута выдавал органам УВД заведомо недостоверную информацию о местоположении вертолёта и высоте полёта, что является нарушением требований п. 5.3.15 НПП ГА-85 и затруднило выполнение поисково-спасательных работ;
экипажем в нарушение требования п. 4.3.7 РЛЭ вертолёта Ми-8Т не был установлен задатчик радиовысотомера на требуемую величину.
Предлагаю:
1. Утвердить план мероприятий по результатам расследования катастрофы вертолета Ми-8Т RA-25194, происшедшей 20.08.2003 г. (приложение 1 к настоящему распоряжению).
2. Руководителям департаментов, начальникам управлений ГСГА Минтранса России, руководителя территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России обеспечить исполнение плана мероприятий по результатам расследования катастрофы вертолета Ми-8Т RA-25194, происшедшей 20.08.2003 г., в соответствии с установленными сроками.
3. Руководителю Камчатского МТУ ВТ Минтранса России принять меры по устранению выявленных в ходе расследования катастрофы недостатков в организации и обеспечении безопасности полетов в подконтрольных авиапредприятиях. О принятых мерах доложить в Государственную службу гражданской авиации Минтранса России в 15-дневный срок после получения настоящего распоряжения.
4. Руководителям территориальных управлений ВТ Минтранса России довести данное распоряжение с приложением до всех подконтрольных организаций гражданской авиации.
5. Руководителям организаций гражданской авиации настоящее распоряжение, обстоятельства и причину катастрофы (приложение 2) изучить со всем командно-руководящим, летным и диспетчерским составом.
6. Контроль за выполнением требований настоящего .распоряжения возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации К.К. Руппеля.
Первый заместитель Министра |
А.В. Нерадько |
Приложение 1
к распоряжению Минтранса России
от 18.11.2003 № НА-325-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по результатам расследования катастрофы вертолета Ми-8Т RA-25194, происшедшей 20.08.2003 г. в районе Петропавловск-Камчатского
п/п |
Содержание рекомендации |
Порядок реализации рекомендации |
Ответствен- |
Срок испол- |
Состояние выпол- | |
1. |
Минюсту, Минтрансу России с участием МВД, ФСБ н МАК подготовить предложения по внесению дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях об усилении ответственности должностных и иных лиц и членов экипажей, инициировавших и/или допустивших несанкционированные отступления от установленного порядка и правил полетов. |
1. Запросить предложения МВД, ФСБ и МАК по выполнению данной рекомендации. 2. Подготовить предложения Минюсту России, направленные на усиление ответственности должностных лиц, за нарушение правил организации и выполнения полета |
С.А. Тарасов, В.А. Рудаков |
1.12.03г. |
| |
2. |
Минтрансу России совместно с ФСБ, МВД и ФСО ввести в действие инструкцию по организации и обеспечению |
Разработано и введено в действие распоряжением ГСГА Минтранса России от 20.09.2003 г. №НА-276-р "Положение об организации воздушных перевозок подконтрольными рейсами литера "ПК". | ||||
|
литерных и подконтрольных рейсов, распространив ее действие на организацию перевозок высших должностных лиц субъектов Федерации и полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах, предусмотрев в ней квалификационные требования к экипажам и технические требования к оборудованию воздушных судов, аэродромов и вертолетных площадок. |
Руководителям территориальных органов и организаций ГА принять меры по выполнения требований распоряжения ГСГА Минтранса России от 20.09.2003 г. № НА-276-р |
руководители территори- |
Пос- |
| |
3. |
Минтрансу России совместно с МАК провести анализ причин авиационных происшествий с воздушными судами в горной местности. По результатам обобщенного анализа разработать мероприятия и при необходимости внести изменения в нормативные документы. |
Поручить ГЦ БП ВТ провести анализ авиационных происшествий в горной местности за период с 1991 по 2003 год. |
В.А. Рудаков, Г.Л. Лившиц, Е.Н. Лобачёв, Ю.В. Мелешко |
1 кв. 2004 г. |
| |
4. |
Руководителям субъектов Федерации, Минтрансу России для осуществления пассажирских перевозок в населенные пункты региона, расположенные в горной местности, обеспечить необходимое оснащение и содержание трасс, аэродромов и вертолетных площадок радиотехническими средствами навигации и связи, обеспечивающими полет по трассе, снижение и заход на посадку. |
Подготовить предложения по оснащению и содержанию трасс, аэродромов и вертолетных площадок радиотехническими средствами навигации и связи, обеспечивающими полет по трассе, снижение и заход на посадку. |
Ю.В. Мелешко, В.М. Уткин руководители территориальных органов ВТ Минтранса России |
1 кв. 2004г. |
| |
|
В горных районах перевозку пассажиров на вертолетах осуществлять на безопасных эшелонах полета по оборудованным местным воздушным линиям 1-й категории на аэродромы и площадки, имеющие необходимое метеорологическое и диспетчерское обслуживание. |
Рассмотреть вопрос об учете требований в проекте "Правил полетов". Проконтролировать выполнение эксплуатантами требований нормативных документов ГА. О результатах доложить в ГСГА. |
Е.Н. Лобачев, руководители территориальных органов ВТ Минтранса России |
1.12.03г. |
| |
5. |
Минтрансу России завершить разработку и введение в действие Федеральных авиационных правил "Правила полетов", уделив особое внимание жесткой регламентации организации выполнения и обеспечения полетов в горной местности. |
Принять к исполнению. |
Е.Н. Лобачев |
29.12.03 г. |
| |
6. |
Минтрансу России, Росавиакосмосу с участием МАК с целью обеспечения контроля полетов вертолетов ГА ниже нижнего эшелона со сложным рельефом местности (в том числе в горной местности) разработать мероприятия по поэтапному внедрению на вертолетах ГА системы наблюдения с линией передачи данных через спутники "ИНМАРСАТ" с использованием бортовой системы "МИНИ-М АЭРО" и соответствующим оснащением наземных пунктов УВД, предусмотрев первоочередное оснащение воздушных судов для ВИП перевозок. |
Принять к исполнению. |
А.В. Елистратов, |
в течение 2004 года |
МВЗ им М.Л. Миля проведена предвари- | |
7. |
МЧС и МАК определить порядок взаимодействия при расследовании авиационных происшествий, в том числе в части финансирования расходов, связанных с расследованием авиационных |
Принять участие в рассмотрении данного вопроса. Подготовить письмо в МЧС России и МАК |
В.А. Рудаков |
1.12.03г. |
| |
8. |
Росавиакосмосу с участием Минтранса России подготовить предложения по повышению ответственности предприятий авиапромышленности с целью предотвращения использования при ремонте неучтенных деталей, узлов и агрегатов, а также реализации профилактических мероприятий по повышению надежности авиационной техники, разработанных по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов. |
Подготовить письмо в Росавиакосмос с предложениями по повышению ответственности предприятий авиапромышленности с целью предотвращения использования при ремонте неучтенных изделий AT. |
А. В. Елистратов |
24.11.03г. |
| |
9. |
Минтрансу России принять меры по повышению качества сертификационных процедур авиакомпаний, эксплуатирующих вертолеты, считая приоритетными направления при сертификации и лицензировании их деятельности: |
Принять к исполнению. |
Е.Н. Лобачёв, А.В. Елистратов В.А. Рудаков |
Постоянно |
| |
|
- наличие у эксплуатанта действенной системы контроля за поддержанием летной годности воздушных судов. |
Принять к исполнению. |
А.В. Елистратов |
Постоянно |
С 30.03.2004 г. вступают в силу ФАП "Экземпляр ВС. Требования и процедуры сертифи- | |
10. |
Госкомгидромсту подготовить предложения в программу государственного финансирования восстановления и расширения сети наблюдательных пунктов и пунктов радиозондирования и атмосферы для повышения достоверности авиационных прогнозов погоды. Метеорологическое обеспечение полетов в горной местности производить в строгом соответствии с действующим Наставлением по метеообеспечению гражданской авиации. Исключить практику выдачи площадных прогнозов погоды при выполнении полетов по установленным маршрутам и трассам. |
Подготовить и направить в Госкомгидромет согласованные предложения по данному вопросу. |
В. А. Рудаков Ю.В. Мелешко руководители территори- |
24.11.03г. |
| |
11. |
Минфину России, Минтрансу России, МАК подготовить изменения ст. 131 и ст. 133 Воздушного Кодекса РФ об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна и владельца воздушного судна перед третьими лицами, устанавливающие единый уровень ответственности для внутренних и международных авиаперевозок, определенных Варшавской Конвенцией 1929 года и Гаагским Протоколом 1955 года. |
Рассмотреть вопрос, подготовить предложения о целесообразности внесения предложенных изменений в ВК РФ. |
С.Н. Овчаренко С.А. Тарасов |
15.12.03г. |
| |
12. |
Минфину России, Минтруду России, Минтрансу России в целях повышения эффективности системы государственного контроля за безопасностью полетов в рамках административной реформы рассмотреть решение следующих вопросов: включения в реестр государственных служащих должностей "пилот-инспектор" и "инженер-инспектор"; повышения заработной платы |
Реализация данных рекомендаций в условиях действующего законодательства о государственной службе Российской Федерации является невозможной. Проработку рекомендаций продолжить в рабочем порядке (во взаимодействии с Минфином России и Минтрудом России). |
Руководители |
В течение 2004 г. |
| |
|
решения социальных вопросов в деятельности государственных инспекторов и специалистов по расследованию авиационных происшествий: обеспечение дополнительных оплачиваемых отпусков специалистам ГСГА Минтранса России и территориальных управлений воздушного транспорта, имеющим действующие свидетельства членов экипажей воздушных судов и выполняющим полеты, оплаты санаторно-курортного лечения этим категориям специалистов. |
|
|
|
| |
13. |
Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации регулярно информировать Минтранс России, Минобороны России, Росавиакосмос, МАК о принятом решении по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов по привлечению к уголовной или административной ответственности лиц, допустивших нарушения в обеспечении безопасности движения. |
Принять к сведению. |
С.А. Тарасов, |
постоянно |
| |
14. |
РАСУ, Росавиакосмосу, МАК, Минфину и Минтрансу России организовать приоритетное выполнение проекта "Внедрение перспективных средств организации воздушного движения с использованием метода автоматического зависимого наблюдения". |
Принять к исполнению. Продолжить работы по проведению экспериментального внедрения АЗН-В в Тюменском регионе. |
Ю.М. Мелешко |
|
| |
15. |
Росавиакосмосу, Минтрансу: ускорить осуществление мероприятий по обязательному оснащению воздушных судов автоматическими радиомаяками системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ"; |
Принять к исполнению |
А.В. Елистратов, |
1.01.05 |
утверждено распоряже- | |
|
- в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации завершить разработку и ввести в действие межведомственную инструкцию, определяющую порядок разработки, согласования, утверждения мероприятий по реализации рекомендаций комиссий, их учета и контроля за их реализацией. |
Принять к исполнению |
В.А. Рудаков, |
29.12.03г. |
| |
16. |
Минтрансу России: |
Принять к исполнению в части касающейся. |
руководители территори- |
29.12.03г. |
| |
|
- потребовать от экипажей при полетах по местным воздушным линиях и выполнении различного вида авиационных работ в горной местности при подготовке к полету вычерчивания схемы полета с указанием вертикального разреза местности но маршруту полета и нанесением высот естественных и искусственных препятствий; копию схемы вручать диспетчеру при принятии решения на вылет. Внести соответствующие коррективы в документы, регламентирующие деятельность диспетчеров УВД и экипажей; |
Схемы прикладывать к заданию на полет. Копии схем вручать диспетчеру АДП при принятии решения на вылет, а при выполнении авиационных работ оставлять инженерно- техническому составу. |
руководители территори- |
постоянно |
| |
|
- внести необходимые дополнения в правила полетов, исключающие транспортные полеты с перевозкой пассажиров в горных районах вне трасс; |
Принять к исполнению |
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
- при замене одного и более членов экипажа ввести обязательное выполнение полетов на слетанность; |
|
|
|
| |
17. |
Росаэронавигации и Госкомгидромету: - привести в соответствие регламенты работы диспетчерского состава, средств связи аэропортов МВЛ и регламентов работы метеоспециалистов и устранить противоречия с действующим НМО ГА-95 в части времени начала работы, обмена метеоинформацией, метеодокументацией; |
Подготовить письмо в Госкомгидромет по данному вопросу. |
Ю.В. Мелешко, В.А. Рудаков Б.И. Кушнерук |
24.11.03г. |
| |
|
- обеспечить четкое взаимодействие в работе АМСГ и органа управления воздушным движением в части выдачи рекомендаций, летному экипажу о наиболее благоприятном маршруте полета. |
Принять к исполнению; |
руководители территори- |
постоянно |
| |
18. |
Росавиакосмосу: произвести замену на вертолетах или модернизацию устаревших бортовых самописцев на более современные с целью увеличения объема измеряемой информации и времени регистрации; |
Предъявить требование к промышленности по выпуску бюллетеня по замене САРПП-12 на БУР-1 в процессе очередного ремонта. |
А.В. Елистратов |
1 кв. 2004г. |
| |
|
- рассмотреть вопрос об установке на вертолеты дополнительно высотомера с ответчиком для получения диспетчером ОВД постоянной информации о фактической высоте полета; |
Подготовить обращение на МВЗ им. М.Л. Миля о разработке технической документации по установке ответчика СО-94 и высотомера на вертолеты-салоны, эксплуатируемых в гражданской авиации. |
А.В. Елистратов |
1.12.03. |
| |
|
- рассмотреть вопрос о введении системы GPS отечественного производства в состав штатного оборудования вертолетов, разработке единой методики ее использования с отражением в РЛЭ. |
Совместно с МВЗ им. М.Л. Миля и ГосНИИ "Аэронавигация" подготовить техническое решение о порядке оборудования и проведения оценки вертолетов типа Ми-8, оборудованных отечественной системой спутниковой навигации СНС-3. |
А.В. Елистратов |
1 кв. 2004г. |
| |
19. |
Госкомгидромету: при проведении метеоконсультаций экипажей перед полетом в горной местности использовать полный синоптический материал, включая цветные снимки метеорологической обстановки над территорией, по которой проходит маршрут полета; ввести обязательное вычерчивание вертикального разреза погоды относительно рельефа маршрута на бланках бюллетеня погоды для пилота по форме АВ-5; |
Организовать контроль за выполнением данной рекомендации. |
руководители территори- |
постоянно |
| |
|
восстановить работу метеостанций на Курильских островах с организацией радиозондирования атмосферы. |
Подготовить предложения по порядку реализации рекомендации. |
Ю. В. Мелешко Камчатское МТУ |
22.12.03 г. |
| |
20. |
Росаэронавигации: в районах ответственности местных диспетчерских пунктов, в которых не обеспечено полное перекрытие зоны радиолокационным контролем, ускорить внедрение автоматизированного рабочего места диспетчера подхода и круга на базе автоматизированной системы процедурного контроля воздушного движения; - в районах МДП, где отсутствуют каналы авиационной воздушной связи ОВЧ-диапазона, на ключевых направлениях установить автономные автоматические ретрансляторы ОВЧ. |
Подготовить предложения по порядку реализации рекомендации. |
Ю.В. Мелешко, Б. И. Кушнерук |
15.12.03г. |
| |
21. |
Госкомгидромету с Минтрансом подготовить программ по восстановлению на территории РФ сети наблюдательных пунктов за погодой и пунктов радиозондирования атмосферы для повышения качества метеорологического обеспечения полетов гражданских ВС. |
Подготовить предложения по программе восстановления сети наблюдательных пунктов за погодой и пунктов радиозондирования атмосферы. |
В.А. Рудаков В.М. Уткин Ю.В. Мелешко руководители территори- |
29.12.03 г. |
| |
22. |
Материалы расследования данного АП изучить с лётным, инженерно-техническим и диспетчерским составом. |
Подготовить распоряжение по результатам расследования. |
В.А. Рудаков |
30.10.03 г |
|
Дополнительные мероприятия
п/п |
Содержание мероприятия |
Исполнители |
Срок |
Состояние выполнения |
1. |
В соответствии с международными стандартами ИКАО разработать ФАП "Эксплуатация коммерческих вертолетов и вертолетов АОН" по аналогии с объединенными европейскими правилами JAR OPS 3 и JAR OPS 4. |
Е.Н. Лобачев |
до конца 2004 г. |
|
2. |
Подготовить распоряжение о создании комиссии по проверке всех КТВ МИ-8, эксплуатирующихся в организациях ГА. Проверку выполнить с участием разработчиков ВС, научных организаций гражданской авиации и авиационной промышленности, разработчиков и изготовителей тренажеров. |
Е.Н. Лобачев |
в течение 2004 года |
|
3. |
Выпустить распоряжение, обязывающее авиакомпании проводить регулярную тренировку на тренажерах, имеющих соответствующие разрешения на подготовку авиаперсонала по утвержденным программам. Запретить тренаж в кабине по типам вертолетов, имеющих тренажер. |
Е.Н. Лобачев |
29.12.2003 г. |
|
4. |
При очередных тренировках летных экипажей вертолетов Ми-8 на тренажерах, в развитие программ LOFT и CRM, предусматривать не оговоренные на |
Е.Н. Лобачев |
1 кв. 2004 г. |
|
Приложение 2
к распоряжению Минтранса России
от 18.11.2003 г. № НА-325-р
АНАЛИЗ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-25194
Экипаж вертолета в составе КВС А.А. Гузанова, второго пилота Б.П. Здора и бортмеханика И.А. Осипова выполнял пассажирский рейс на основании заявки муниципального предприятия "Авиатор" по маршруту вертодром "Излучина" - Северо-Курильск. В качестве цели полета в задании на полет было указано выполнение авиационных работ, не предусматривающих перевозку пассажиров, что является нарушением требований п. 2.6.2 НПП ГА-85.
Оформления перевозочных документов и регистрации пассажиров на вертодроме "Излучина" не проводилось. Список пассажиров и бланки заявок на полет не были переданы в отдел перевозок вертодрома "Излучина" и находились на борту вертолета. В списке было указано, что на борту вертолета должно находится 15 человек, в том числе и губернатор Сахалинской области И.П. Фархутдинов, и 300 кг багажа. Фактически на борту вертолета находилось 17 пассажиров и 255 кг багажа.
Предварительная информация о предстоящем полете губернатора Сахалинской области И.П. Фархутдинова в Камчатское МТУ воздушного транспорта Минтранса России и ГП ВТ "Халактырка" от администрации Сахалинской области не поступала, что является не выполнением требований инструкции о порядке организации и выполнении литерных и подконтрольных рейсов экипажами ВС Камчатского региона, введенной в действие приказом Камчатского МТУ воздушного транспорта Минтранса России от 18.07.02 г. № 57.
В ходе расследования было установлено, что перед вылетом с вертодрома "Излучина" предполетный досмотр прошло только 10 пассажиров. Остальные 7 пассажиров на двух автомобилях с багажом, проехали через служебный въезд непосредственно к вертолету, не проходя предполетный досмотр, что является нарушением требований приказа ФАС России от 20.01.98г. № 22 и приказа Минтранса России от 22.11.95 г. № 102.
Взлетная масса вертолета составляла 11820 кг, центровка +210 мм, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета Ми-8Т ограничения.
После взлета экипаж вертолета доложил о занятии высоты 1300 метров и следовании в верховье реки Паратунки. При анализе записи информации зарегистрированной магнитофоном МС-61Б установлено, что через три минуты после взлета члены экипажа начали обсуждать просьбу представителя заказчика об изменении маршрута полета для осмотра острова Атласова и вулкана Алаид. Несмотря на то, что изменение указанного в задании на полет маршрута является нарушением установленных требований, КВС согласился с просьбой представителя заказчика.
При этом КВС принял решение не докладывать об изменении маршрута полета и дезинформировать органы УВД о своем фактическом местоположении, что является нарушением п.5.3.15 НПП ГА-85.
При очередном сеансе связи с диспетчером УВД, примерно через час полета, в районе пункта Терминальный экипаж выдал ложную информацию о следовании на высоте 1300 метров. Фактическая высота полета составляла 450 метров, что ниже безопасной высоты (510 метров) в данном районе.
Выполнение полета на высоте ниже безопасной является нарушением требований п. 5.3.1, 5.3.13 и 5.3.15 НПП ГА-85. Кроме этого, экипаж не установил задатчик радиовысотомера на величину, соответствующую 80% истинной безопасной высоты, определенной НПП ГА-85 для полетов по ПВП, что явилось нарушением требований п.4.3.7 РЛЭ вертолета Ми-8Т.
После пролета верховья реки Паратунка (примерно через 20 минут полета), находясь на высоте 850 метров, экипаж начал отворот вправо (в сторону гор), уклоняясь от заданного маршрута и не информируя об этом диспетчера МДП, что является нарушением п.п. 5.3.1 и 5.3.15 НПП ГА-85. При этом, как было установлено в ходе расследования, прогноз погоды по выбранному экипажем маршруту был нелетным, о чем экипаж был информирован в процессе предполетной подготовки.
После уклонения от заданного маршрута, началось интенсивное уменьшение геометрической высоты полета, которая составляла около 25... 50 метров. При этом полет производится на скорости 180...220 км/час.
В дальнейшем экипаж доложил диспетчеру МДП о пролете верховья реки Толмачева, фактически находясь правее линии пути, занятии высоты 1350 метров и расчетном времени пролета следующего поворотного пункта маршрута "озеро Курильское". Фактическая высота в этот момент была 650 метров, полет происходил со снижением.
Из-за понижения нижней кромки облачности, полет выполнялся на предельно малых высотах. При встрече погоды ниже минимума экипаж не принял решения на возврат, не произвел посадку на площадку подобранную с воздуха, чем нарушил требования п.5.3.11 и 7.7.19 НПП ГА-85.
Необходимо отметить, что в процессе полета бортмехаником было предложено прекратить выполнение полета, однако данное предложение не обсуждалось.
По материалам расшифровки БУР-1-2Ж и анализа внутрикабинных переговоров экипажа, на последнем этапе полета, был сделан вывод, что нижняя граница облачности местами могла опускаться до земной поверхности, а экипаж продолжил снижение до высоты около 5 метров над рельефом местности.
Продолжая полет на предельно малой высоте, в условиях ограниченной видимости, второй пилот обнаружил по курсу препятствия (лесной массив) и резко взял на себя ручку циклического шага практически "до упора". При этом реализовалась перегрузка до 2,57 единицы.
Ручка общего шаг несущего винта сначала одновременно с отклонением ручки циклического шага была отклонена вверх до 11, однако через 0,5 секунды была отклонена вниз до 6,5, что привело к раскрутке несущего винта до 112,7%, тангаж за 2 секунды увеличился до 55,4.
Резкие отклонения органов управления привели к столкновению лопастей несущего винта с хвостовой балкой и, как следствие, к ее разрушению и потере управляемости вертолетом. В процессе неуправляемого вращения вертолет столкнулся с землей, все находившиеся на борту вертолета пассажиры и члены экипажа погибли.
Приложение: схема полета вертолета Ми-8Т RA-25194.
Начальник Управления государственного надзора за безопасностью полетов |
|
Траектория полета вертолета