Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/902012243.htm

    
РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (97) 2

О постоянной защите культурного наследия от физического разрушения,
вызванного загрязнением окружающей среды и иными сходными факторами


Принята
Комитетом Министров
4 февраля 1997 года
на 583-м заседании
Комитета Министров
на уровне заместителей

    
    
    Комитет Министров в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,
    
    Принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию, подписанную в Париже 19 декабря 1954 года, и в особенности статью 1 данной конвенции;
    
    Принимая во внимание Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы, подписанную в Гранаде 3 октября 1985 года, которая признает, что архитектурное наследие составляет "незаменимое выражение богатства и разнообразия европейского культурного наследия, рассказывает о нашем прошлом и является общим наследием всех европейцев", и статьи 8, 16, 17 пункт 3 данной конвенции в особенности;
    
    Принимая во внимание Европейскую конвенцию (пересмотренную) об охране археологического наследия, подписанную в Валлетте 16 января 1992 года;
    
    Принимая во внимание резолюции Европейской конференции министров, занимающихся вопросами архитектурного наследия, проведенную в Гранаде 3 и 4 октября 1985 года, в особенности резолюцию N 4 о физической охране архитектурного наследия и необходимости борьбы с загрязнением окружающей среды;
    
    Принимая во внимание свои предыдущие рекомендации:
    
    - об охране архитектурного наследия от природных катастроф (рекомендация N R(93) 9),
    
    - о комплексном сохранении зон культурного ландшафта как части политики по сохранению ландшафтов (рекомендация N R(95) 9);
    
    Принимая во внимание Конвенцию о гражданской ответственности за ущерб, являющийся результатом опасной для окружающей среды деятельности, подписанной в Лугано 21 июня 1993 года;
    
    Считая, что ускорение физического разрушения наследия вследствие загрязнения окружающей среды представляет угрозу выживанию и возможности быть переданным будущим поколениям;
    
    Осознавая, тот факт, что в настоящее время не существует метода, способного сохранить и, таким образом, защитить исторические здания на долгий период, и что единственным способом сохранения является регулярный ремонт;
    
    Учитывая, что конкретные проблемы сохранения архитектурного наследия должны приниматься во внимание при определении комплексной политики, проводимой государствами - членами Совета Европы с целью борьбы с загрязнением окружающей среды и улучшением ее состояния;
    
    Учитывая, что развитие обменов информацией и опытом в Европе по проблемам политики наследия должно привести к продуктивному диалогу по проблемам, относящимся к разрушению материалов и способам физического сохранения созданной человеком среды;
    
    Подчеркивая необходимость проведения анализа риска и управления риском в контексте постоянного мониторинга и регулярного ремонта;
    
    Подчеркивая необходимость защиты культурного наследия в рамках общей политики борьбы с загрязнением воздуха и других сходных факторов,
    
    1. Решает, что настоящая рекомендация заменит рекомендацию N R(88)5 по контролю за физическим разрушением архитектурного наследия, ускоренного загрязнением окружающей среды;
    
    2. Рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы в процессе формирования и реализации основной политики борьбы с загрязнением воздуха и других сходных причин разрушения, равно как и приоритетной политики сохранения и охраны культурного наследия, принимать во внимание принципы и директивы указанные в Приложении к настоящей рекомендации.
    
    

Приложение
к Рекомендации N R(97)2

    
    

    /. Определения.
    
    Для целей настоящей рекомендации культурное наследие включает в себя все движимое и недвижимое имущество, которое ввиду своей культурной ценности и значения, должно быть сохранено и передано потомкам.
    
    Термин "загрязнение окружающей среды и другие факторы" относится к тому факту, что разрушение является результатом синергистических процессов, где вредное воздействие погодных факторов усиливается действием загрязнения окружающей среды и недостаточной защитой.
    
    "Риск" - это вероятность ущерба или потери культурного наследия в результате действия погодных факторов, усиленных действием загрязнения окружающей среды и недостаточной заботой.
    
    "Анализ рисков" - системное исследование, позволяющее идентифицировать и оценить все риски, которые угрожают физическому состоянию и экономико-культурной ценности данного наследия.
    
    "Управление риском" - характеризуется оптимизацией важнейших финансовых, технических и людских ресурсов, основанных на знаниях и умениях, а также координации, где согласованность между всеми участниками имеет важнейшее значение.
    
    

    //. Рамки.
    
    Целями политики сохранения и охраны культурного наследия должны быть следующие:
    
    i. устранить или смягчить причины разрушения (негативное воздействие климата, загрязняющие вещества, влага, биологический рост, вибрация и т.д.).
    
    ii. уменьшить воздействие процессов разрушения, влияя на условия (микроклимат, биологический рост и т.д.).
    
    iii. сделать объект менее уязвимым от действия погодных факторов, путем идентификации и устранения или смягчения внутренних факторов, усиливающих разрушение.
    
    

    ///. Правовая и административная структура.
    
    Охрана культурного наследия должна быть принята во внимание при реализации общей политики снижения загрязнения окружающей среды и других сходных причин разрушения путем:
    
    i. принятия нормативных актов на международном, национальном, региональном и местных уровнях, нацеленных на строгое уменьшение органических и неорганических загрязнителей, включая пыль и частицы.
    
    ii. реализации политики городского планирования и регулировки движения, направленных на сокращение или даже упразднение движения механических средств вблизи от важных памятников или главных исторических достопримечательностей.
    
    iii. наложения ограничений на локализацию основных источников загрязнения при городском планировании и в политике защиты окружающей среды.
    
    iv. принятие постановлений об ответственности собственников или пользователей за ремонт и содержание памятников.
    
    Следует организовать постоянные структуры для обеспечения постоянного мониторинга, развития и осуществления долгосрочных исследований и обучения по вопросам ремонта и содержания памятников культурного наследия.
    
    

    IV. Организационные и программные меры.
    
    Организационные и программные меры призваны обеспечить разработку стратегий охраны культурного наследия от разрушения, равно как и обеспечить развитие долгосрочных исследований и обучения.
    

    а. Долгосрочные исследования.
    
    Меры к разработке долгосрочных исследований должны быть предприняты путем:
    
    i. улучшения доступа и распространения имеющейся информации.
    
    ii. проведения междисциплинарных и специализированных исследований процесса разрушения созданной человеком среды.
    
    iii. проведения исследований и приобретения практического опыта по вопросам методов и техники охраны, охватывающие все относящиеся к ним явления.
    

    b. Консервация и ремонт.
    
    Сбор, обработка и обмен информацией, основанные на постоянном исследовании и практическом опыте, должны быть предприняты для того, чтобы принять во внимание все факторы, включая: развитие процесса разрушения, оценку постоянно совершенствующихся методов сохранения и ремонта, мониторинг долгосрочных последствий.
    
    Следует стимулировать и поощрять создание и поддержку постоянных учреждений. Их целями должны быть следующие:
    
    - признать природу, ценность и историю данного наследия, его составные части и их содержание,
    
    - установить актуальные проблемы,
    
    - оценить состояние охраны и действие процесса разрушения,
    
    - выявить существующие процессы физического, химического и биологического разрушения и их взаимодействие,
    
    - осуществлять мониторинг развития процессов разрушения и их последствий,
    
    - осуществлять постоянный мониторинг процессов ремонта и сохранения и их последствий.
    

    с. Стратегии и осуществление анализа рисков, управления риском и постоянного содержания памятников.
    
    Главной задачей является определить риски и свести к минимуму процесс разрушения.
    
    Подписанные протоколы и директивы по вопросам анализа и управления риском и постоянным содержанием памятников должны быть воплощены в практической деятельности по охране культурного наследия. Данные директивы должны включать в себя проверку и оценку недостатков в структуре или функциях, а также в их ремонте.
    
    Данная стратегия должна включать анализ рисков путем:
    
    - оценки культурной и экономической стоимости наследия, подвергающегося риску,
    
    - определение состояния сохранности,
    
    - проверка недостатков в структуре и функциях,
    
    - определение природы и места процесса разрушения,
    
    - мониторинг их развития, скорости и последствий,
    
    - прогнозирование развития процесса разрушения.
    
    Основываясь на данном анализе, следует провести практическое вмешательство на местном уровне, путем периодического обслуживания функционального оборудования, устранение вреда и замены разрушенных элементов, равно как и путем мониторинга и вмешательства с целью минимизации процессов разрушения.
    
    Постоянный мониторинг означает периодические проверки зон, с акцентом на зоны повышенной опасности, постоянное наблюдение за ухудшениями в структуре, материалах и функциях, а также директивы для ремонта и ежедневного использования. Содержание подразумевает ремонт дефектных участков и снижение подобных рисков.
    
    Анализ рисков должен быть основан на сравнительных данных для обеспечения выгодного анализа по содержанию объекта согласно плану содержания памятника.
    
    

    V. Обучение.
    
    Следует поощрять обучение мастеров и специалистов по соответствующим специальностям.
    
    Следует предпринять меры по стимулированию обучения специалистов и мастеров таким образом, чтобы повысить понимание проблем разрушения и сохранения в специфическом и междисциплинарном контекстах. Это следует делать на университетском и профессионально-техническом уровнях.
    
    Междисциплинарное обучение для исследователей, учителей и специалистов по сохранению следует начать в следующих областях:
    
    - признание природы, ценности и истории данного объекта, его составных частей и их контекста,
    
    - теория и общий метод сохранения наследия,
    
    - явления, процессы и причины разрушения, включая актуальные аналитические приемы,
    
    - анализ и управление риском,
    
    - оценка и совершенствование методов и способов постоянного содержания объектов,
    
    - процедура консервации, использование традиционных и современных методов, влияющих на весь процесс данного явления.
    
    Следует поощрять специализированное обучение для реставраторов и мастеров по ремонту с особым уклоном на мастерство в сфере традиционных приемов и способности понять, оценить и применить специальные методы по сохранению памятников архитектуры.
    
    

    VI. Повышение сознательности общественности.
    
    Следует повышать сознательность общественности в вопросах природы процесса разрушения, концепций и приемов сохранения на национальном, региональном и местном уровнях среди собственников, пользователей, специалистов и финансовых институтов.
    
    Следует также повышать сознательность общественности в целом по вопросам природы рисков, которые могут быть вызваны при посещении памятников.
    
    

    VII. Европейское сотрудничество с целью осуществления расширенной взаимной научно-технической помощи.
    
    Следует усилить европейское сотрудничество с целью повышения научно-технической эффективности посредством:
    
    i. обеспечения лучшего межуровневого распространения информации путем разработки и концентрации научных и технических данных, доступных в разных странах в существующих профессиональных международных организациях.
    
    ii. развитие практического долгосрочного сотрудничества через границы стран или между регионами.
    
    
    
Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год