ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
НА УСТРОЙСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 г. N ОС-468-р
Работа выполнена в институте проблем дорожно-транспортного комплекса (Дортранснии) Ростовского государственного строительного университета.
Руководители разработки: д-р техн.наук, профессор Илиополов С.К., канд.техн.наук, доцент Матуа В.П.
Исполнители: канд.техн.наук, доцент Баранова Е.М. (тех. карты N 3, N 5, N 7, N 9, N 13, N 14, N 16, N 17); канд.техн.наук, доцент Аннабердиев А.Х. (тех. карта N 1, приложение 1, вопросы безопасности труда и выбора комплекта машин); инженеры Дружинин В.И., Ярмов М.Н., совместно (тех. карты N 2, N 4, N 6, N 8, N 10, N 11, N 12, N 15, N 18); инж. Тимофеев Ю.Л. (тех. карта N 8).
В составлении электронного варианта технологических планов специализированных потоков и построении почасовых графиков использования машин и механизмов принимали участие инженеры Игнатенко А.М., Рудов И.А. и Токарев А.Ю.
Содержание
РАЗДЕЛ 1. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
|
|
|
Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта боковых резервов бульдозером |
|
Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта притрассовых карьеров скрепером |
|
Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог высотой до 1,5 м с разработкой грунта в карьере экскаваторами ЭО-4225 и транспортировкой автомобилями-самосвалами |
|
Устройство выемки глубиной 1 м с разработкой грунта скреперами |
|
Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог высотой 9 м с разработкой грунта в карьере экскаваторами ЭО-4225 и транспортировкой автомобилями-самосвалами (сосредоточенные работы) |
|
Возведение земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь |
|
Устройство выемки глубиной 5 м с разработкой грунта экскаваторами ЭО-4225 и транспортировкой автомобилями-самосвалами |
Геодезические работы при устройстве земляного полотна |
РАЗДЕЛ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
|
Устройство двухслойного щебеночного основания автомобильных дорог по методу заклинки |
|
Устройство однослойных щебеночных (гравийных) оснований и покрытий автомобильных дорог из плотных смесей |
|
Устройство щебеночного основания, обработанного в верхней части пескоцементной смесью методом пропитки (вдавливания) |
|
Устройство основания из "тощего" бетона класса В5 (М75) с использованием бетоноукладчика ДС-111 |
|
Устройство щебеночного покрытия (основания) автомобильных дорог по способу пропитки битумом |
|
Устройство верхнего слоя основания дорожных одежд из гравийной смеси по способу смешения на дороге |
|
Строительство двухслойных асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог |
|
Устройство цементобетонного покрытия шириной 7,5 м и толщиной 0,2 м с использованием комплекта машин ДС-110 |
|
Устройство одиночной поверхностной обработки на вязких битумах |
|
Устройство двойной поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий |
|
Регенерация дорожной одежды методом холодного ресайклинга с применением ресайклера WR 2500 и смесительной установки WM 400 |
Приложение 1 |
|
Приложение 2 |
|
Приложение 3 |
|
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Типовые технологические карты по сооружению земляного полотна и устройству конструктивных слоев дорожных одежд разработаны в целях обеспечения дорожного строительства наиболее рациональными решениями по технологии и организации производства работ, повышения производительности труда и качества выполняемых технологических процессов.
Настоящие типовые технологические карты состоят из двух разделов:
Раздел 1 - Сооружение земляного полотна автомобильных дорог;
Раздел 2 - Устройство оснований и покрытий дорожных одежд.
В комплект технологических карт по сооружению земляного полотна в качестве примера включены следующие виды работ:
1. Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта боковых резервов бульдозером.
2. Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта притрассовых карьеров скрепером.
3. Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог высотой до 1,5 м с разработкой грунта в карьере экскаваторами и транспортировкой автомобилями-самосвалами.
4. Устройство выемки глубиной 1 м с разработкой грунта скрепером.
5. Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог высотой 9 м с разработкой грунта в карьере экскаваторами и транспортировкой автомобилями-самосвалами.
6. Возведение земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь.
7. Устройство выемки глубиной 5 м с разработкой грунта экскаваторами и транспортировкой автомобилями-самосвалами.
8. В специальном разделе приведена технология и организация производства геодезических работ при устройстве земляного полотна для различных форм рельефа местности.
В комплект технологических карт по устройству оснований и покрытий дорожных одежд включены следующие виды дорожно-строительных работ:
9. Устройство двухслойного щебеночного основания автомобильных дорог по методу заклинки.
10. Устройство однослойных щебеночных (гравийных) оснований и покрытий автомобильных дорог из плотных смесей.
11. Устройство щебеночного основания, обработанного в верхней части пескоцементной смесью методом пропитки (вдавливания).
12. Устройство основания из "тощего" бетона класса В5 (М75) с использованием бетоноукладчика ДС-111.
13. Устройство щебеночного покрытия (основания) автомобильных дорог по способу пропитки битумом.
14. Устройство верхнего слоя основания дорожных одежд из гравийной смеси по способу смешения на дороге.
15. Строительство двухслойных асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог.
16. Устройство цементобетонного покрытия шириной 7,5 м и толщиной 0,2 м с использованием комплекта машин ДС-110.
17. Устройство одиночной поверхностной обработки на вязких битумах.
18. Устройство двойной поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий.
19. Регенерация дорожной одежды методом холодного ресайклинга с применением ресайклера WR 2500 и смесительной установки WM 400.
Выполнение работ предусмотрено комплексными механизированными звеньями.
Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции автомобильных дорог, разработке проектно-технологической документации; обучения рабочих и специалистов дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ, а также для студентов высших и среднетехнических учебных заведений дорожной специальности.
При производстве работ должны выполняться требования СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги".
Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, приведены в положениях действующих строительных норм и правил (СНиП), единичных расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.
При составлении технологических карт были использованы разработки Всесоюзного проектно-технологического института транспортного строительства "ВПТИТРАНССТРОЙ", Союздорнии, Росдорнии, Миндорстроя Украины, МАДИ (ГТУ), СибАДИ, а также передовой отечественный и зарубежный опыт строительства в дорожной отрасли.
Технологические планы потоков по возведению насыпи и разработке выемок земляного полотна, устройству конструктивных слоев дорожных одежд и слоев износа содержат описание рабочих процессов в их технологической последовательности с указанием и расчетом потребных ресурсов, почасовыми графиками использования машин и механизмов и схемой организации их движения при производстве работ.
В технологических картах приводятся объемы производимых работ по процессам на принятую сменную захватку и на укрупненный показатель (на устройство 1 км земляного полотна, слоя основания или покрытия) с расчетом производительности механизмов по нормативным источникам или формулам (приложение 1).
В конце каждой технологической карты помещаются сведения о составе отряда с необходимым количеством рабочих (в чел.-днях) и машин (в маш.-сменах). Заработная плата рабочих определяется по существующей тарифной сетке (приложение 2).
Количество захваток должно быть оптимальным. Чем меньше общий фронт работ, тем легче управлять работами и легче, при необходимости, использовать машины на нескольких захватках. При этом длина сменной захватки может быть определена в зависимости от наибольшей производительности ведущей машины, АБЗ, ЦБЗ, заданных объемов работ или срока строительства (приложение 3).
При организации работ необходимо стремиться к полной загрузке каждого механизма. В тех случаях, когда машины не могут быть полностью загружены на одной захватке, их используют на других захватках.
Скорость потока - производительность отряда в смену определяется исходя из наличия в отряде комплекта ведущих машин и по этой же производительности подбирают остальные машины отряда.
После того как назначено количество захваток, рассчитывают потребное число механизмов и определяют коэффициент внутрисменной их загрузки. Затем составляют технологический план потока с указанием порядковых номеров процессов, выполняемых на разных захватках. Они должны соответствовать нумерации, принятой в технологической последовательности работ, составленной в табличной форме.
В тех случаях, когда одна и та же машина используется на двух или нескольких захватках, то на схеме она обозначается одинаковым номером.
Операционный контроль качества работ по устройству земляного полотна следует осуществлять в соответствии с технологией контроля качества, которая приводится в каждой карте применительно к конкретным видам работ.
Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям. При этом следует уточнить потребное количество трудовых и материально-технических ресурсов, а также, в зависимости от дальности транспортировки материалов, определить расчетным путем потребное количество транспортных средств. После привязки к конкретным условиям карты могут быть использованы при сооружении земляного полотна и устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог любых технических категорий.
Приложение 1
РАСЧЕТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИН
Расчет 1
БУЛЬДОЗЕР
Эксплуатационная производительность при резании и перемещении грунта:
, м/ч,
где - коэффициент использования бульдозера по времени, =0,8-0,9;
- объем грунта перед отвалом в плотном теле, м;
;
здесь - длина отвала, м;
- высота отвала, м;
- коэффициент, учитывающий потери грунта и зависящий от дальности перемещения, =1-1,1;
- коэффициент разрыхления грунта, =1,1-1,35;
- время цикла, с;
,
здесь - время копания и набора призмы грунта, с, =;
- длина пути резания, =6-10 м;
- скорость движения при резании грунта, =0,4-0,5 м/с;
- время транспортирования, с,
,
- длина пути транспортирования, м;
- скорость транспортирования, =0,7-0,83 м/с;
- время холостого хода, с;
,
- скорость при обратном ходе, для колесных машин не менее 2,8 м/с, для машин с полужесткой и балансирной подвеской гусениц - не более 1,9 м/с, а с эластичной и балансирно-звеньевой подвеской - не более 4 м/с.
Расчет 2
РЫХЛИТЕЛЬ
Эксплуатационная производительность при резании и перемещении грунта:
, м/ч,
где - коэффициент использования рыхлителя по времени, =0,85-0,9;
- объем разрыхленного грунта;
,
здесь - ширина полосы разрыхления, м,
,
- коэффициент перекрытия, =0,75;
- ширина наконечника;
- угол скола, =15-16°;
- шаг зубьев;
- число зубьев;
- эффективная глубина рыхления, м, =(0,6-0,8);
- глубина рыхления;
- длина пути рыхления, м;
- продолжительность цикла, с;
;
здесь - время рыхления, с, ;
- длина пути рыхления, м;
- средняя скорость рыхления, *.
__________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Расчет 3
АВТОГРЕЙДЕР
Эксплуатационная производительность при профилировании участка:
, м/ч,
где - длина участка, м;
- длина отвала, м;
- коэффициент использования автогрейдера по времени, =0,8-0,9;
- время, необходимое для профилирования участка дороги длиной , с;
,
здесь , … - число проходов, выполняемых соответственно при зарезании, перемещении и отделке;
, … - скорости соответственно при зарезании, перемещении и отделке, м/с; зарезание грунта производят на скорости 0,83-1,1 м/с, перемещение 0,83-1,67 м/с, отделку 0,83-1,1 м/с;
- время вспомогательных операций, необходимых для поворота автогрейдера или его отвала на 90° на концах рабочего участка, =60-150 с.
Расчет 4
СКРЕПЕР
Эксплуатационная производительность, м/ч:
,
где - геометрическая вместимость ковша, м;
- коэффициент наполнения ковша, =0,9-1,1;
- коэффициент использования скрепера по времени, =0,8-0,9;
- коэффициент разрыхления грунта, =1,1-1,35;
- время цикла, с,
,
здесь - время копания и набора грунта, ,
- путь набора, =20-30 м;
- скорость набора, =0,5-0,7 м/с;
- время транспортирования, с, ;
- скорость транспортирования составляет 0,8 скорости порожнего скрепера;
- время разгрузки, с, ;
- путь разгрузки, м;
- скорость разгрузки, =0,83-1,1 м/с;
- время холостого хода, с, ;
- скорость порожнего скрепера.
Расчет 5
ЭКСКАВАТОР
Эксплуатационная производительность, м/ч:
,
где - вместимость ковша, м;
- коэффициент наполнения ковша, =0,75-1,4;
- коэффициент использования машины по времени, =0,9-0,95;
- коэффициент разрыхления, =1,1-1,5;
- время цикла, с;
,
здесь =6-10 с;
- обороты платформы, об./с;
=2-5 с.
Расчет 6
КАТКИ
Производительность машин (в м/смену) непрерывного действия - трамбующей машины, катков, виброкатков и виброплит:
*,
где - ширина полосы уплотнения (катка или сцепа), м;
- ширина перекрытия смежных полос уплотнения, м;
- средняя рабочая скорость движения, км/ч;
* - толщина слоя эффективного уплотнения, м;
- продолжительность смены, ч;
- коэффициент использования времени смены, =0,85-0,95;
- необходимое число проходов по одному следу.
_______________
* Формула и экспликация к ней соответствуют оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Производительность трамбующей плиты (в м/смену):
,
где - число ударов плиты в минуту;
- размер опорной поверхности плиты.
Расчет 7
АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ
Производительность автомобилей-самосвалов:
*,
где =8 ч - продолжительность рабочей смены;
=0,85 - коэффициент внутрисменной загрузки;
- грузоподъемность машины, т;
=20 км/ч - средняя скорость движения;
=0,2 ч - время простоя под погрузкой и разгрузкой.
___________________
* Формула и экспликация к ней соответствуют оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Расчет 8
ПОЛИВОМОЕЧНАЯ МАШИНА
Производительность поливомоечной машины:
,
где =8 ч - продолжительность смены;
=0,85 - коэффициент внутрисменного использования;
=6000 л - вместимость цистерны;
- дальность возки, км;
=20 км/ч - средняя скорость;
=0,16 ч - время, затрачиваемое на заполнение цистерны водой из водоема насосом со скоростью 1800 л/мин (или 0,10 ч) с учетом времени, затрачиваемого на присоединение и отсоединение шланга (0,06 ч);
- время, затрачиваемое на слив (или розлив) воды.
Расчет 9
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК
Производительность асфальтоукладчика:
,
где - ширина укладываемого слоя, м;
- рабочая скорость машины, м/мин;
- плотность укладываемой асфальтобетонной смеси, т/м;
- толщина укладываемого слоя, м;
- коэффициент использования машины по времени, =0,6-0,9.
Расчет 10
АВТОГУДРОНАТОР
Производительность автогудронатора:
,
где - полезный объем цистерны, л;
- коэффициент использования машины по времени;
- продолжительность рабочего цикла, с;
,
где - время наполнения цистерны вяжущим материалом, =600-900 с;
- время транспортирования вяжущего материала к месту распределения, с;
,
где - расстояние от битумохранилища до объекта, м;
- транспортная скорость груженого автогудронатора, м/с;
м/с (40 км/ч);
- продолжительность розлива битума, с;
,
- рабочая скорость автогудронатора, м/с, =0,83-6,83 м/с;
- норма розлива вяжущего, л/м;
- ширина розлива, м, =4,0 м;
- время, необходимое для переезда машины от объекта к битумохранилищу, с;
,
- скорость движения порожнего автогудронатора, м/с, =16,67-23,61 м/с;
- время на маневрирование автогудронатора на объекте и базе, с;
с;
- время на подготовку автогудронатора к работе, с,
с.
Расчет 11
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Непрерывного действия:
,
где - ширина обрабатываемой полосы, м;
- рабочая скорость машины, м/ч;
- толщина слоя распределяемого материала, м;
- коэффициент использования машины по времени.
Циклического действия:
,
где - объем бункера, м;
- продолжительность рабочего цикла, мин;
,
где - продолжительность распределения материала, мин;
;
- продолжительность погрузки, мин;
- вспомогательное время на подготовку машины к работе, мин.
Приложение 2
РАСЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОЧИХ В СООТВЕТСТВИИ
С ТАРИФНЫМ СОГЛАШЕНИЕМ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Разряд |
Межразрядный коэффициент |
В месяц без 1,8182 |
В месяц с 1,8182 |
В час без 1,8182 |
В час с 1,8182 |
15% разъездной |
20% разъездной |
1 |
1 |
979,40 |
1780,75 |
5,87 |
10,68 |
0,88 |
1,17 |
2 |
1,36 |
1331,98 |
2421,81 |
7,99 |
14,52 |
1,20 |
1,60 |
3 |
1,59 |
1557,25 |
2831,38 |
9,34 |
16,98 |
1,40 |
1,87 |
4 |
1,73 |
1694,36 |
3080,69 |
10,16 |
18,47 |
1,52 |
20,03* |
5 |
1,82 |
1782,51 |
3240,96 |
10,69 |
19,44 |
1,60 |
2,14 |
6 |
2 |
1958,80 |
3561,49 |
11,75 |
21,36 |
1,76 |
2,35 |
________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Приложение 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СМЕННОЙ ЗАХВАТКИ ЧАСТНОГО ПОТОКА
Способ 1
Определение длины захватки по директивному сроку строительства участка дороги:
(м/смену),
где - длина строящегося участка дороги, м;
- директивный срок строительства для производства линейных работ, в сменах.
Способ 2
Определение длины захватки по среднесменному объему грунта:
(м/смену),
где - средний сменный объем грунта по осредненному поперечнику земляного полотна на участке линейных работ, м;
- средняя рабочая отметка осредненного поперечника земляного полотна на участке линейных работ, м;
- средняя линия трапеции осредненного поперечника земляного полотна, м (рис.1).
Рис.1. Осредненный поперечник земляного полотна для участка линейных работ
Примечание. Осредненный поперечник земляного полотна для участка линейных работ (рис.1) предполагает возведение земляного полотна с присыпными обочинами. При этом насыпь отсыпают несколько шире (на "" с каждой стороны), чем предусмотрено проектной отметкой и ниже на величину ""
,
где - показатель заложения откосов;
- толщина дорожной одежды, м;
- проектная ширина обочины, м;
- величина уклона обочины;
- величина уклона корыта (верхней части земляного полотна).
(м/смену),
где - общий объем земляных работ на линейном участке, м;
- 0,80-0,90 - коэффициент внутрисменного использования рабочего времени для различных землеройных машин.
Способ 3
Определение длины захватки по производительности ведущей землеройной машины:
(м/смену),
где - производительность ведущей машины по ЕНиР или расчету, м;
- количество ведущих машин (возможно 2 и более машин).
Длина захватки, определенная по одному из этих способов, должна быть в пределах от 100 до 250 м для землеройных машин.
При планировочных работах длина захватки обычно находится в пределах от 400 до 800 м.
Способ 4
Для участков сосредоточенных работ определяют сменный темп:
(м/смену),
где - полный объем сосредоточенных работ на участке, м;
- директивный срок строительства, выделенный для производства сосредоточенных работ, в сменах.
После определения и производят расчет рабочей технологической карты.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.
_______________
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера).
4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера.
7. ТОИ Р-218-08-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста скрепера.
8. ТОИ Р-218-25-94. Типовая инструкция по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов.
9. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.